Находки, относящиеся к IX — XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси.
С языческих времен женщины — вышивальщицы создавали в своих вышивках картины бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни ), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти , занавеси, праздничные, реже повседневные рубахи, сарафаны, платки.
Вышитое полотенце занимало особое место в жизни славян. Особого внимания заслуживают ритуальные полотенца (рушники). Украшенные богатой вышивкой, эти полотенца завязывали на священные деревья, оборачивали ими истуканов — идолов, изображающих языческих богов. Позднее, с приходом христианства, их развешивали на придорожных и могильных крестах. В то же время появился обычай украшать вышитыми полотенцами предметы в доме: иконы, зеркала и окна. Во время священных праздников — на свадьбе, крестинах, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом, соединившим в себе дохристианскую, языческую символику и знаки новой веры.
Особую силу оберега, защиту от зловредных потусторонних сил, болезней и стихий приписывали обыденному полотенцу. Само название «обыденное» означает «сделанное в один день», «об один день сделанное». Считалось, что в момент создания любая вещь еще является беззащитной и открытой для всякого зла. Поэтому создать ее в один день значило защитить от влияния злых сил ночи. За созданием такого полотенца присматривало только «одно» Солнце: ночные силы, олицетворяющие злую Морану-Смерть, как бы ничего не знали о его создании, и поэтому обыденное полотенце считалось безупречно чистым, обладающим особыми защитными силами. Вышивальщицы часто изображали священное дерево и фигуру человека с воздетыми к солнцу руками — традиционный религиозный жест и языческих, и христианских времен. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания (крючковатый крест, круг, ромб, розетка), символических животных, райских птиц.
Индития «Предста царица одесную Тебе». Сергиев-Посад. Золотный бархат, жемчуг, драгоценные камни, шелковые, серебряные и золотные нити, шитье. 105×94 см.
|
До XVIII века вышиванием на Руси занимались в основном женщины из знатных семей и монахини.Произведения шитья, как и иконы того времени, отличаются точностью рисунка, но им больше свойственны подчеркнутая роскошь, декоративность, высокое техническое мастерство, применение разнообразных материалов. Характерная их особенность — теснейшая связь с ювелирным искусством, использование драгоценных материалов: жемчуга, золотых дробниц, разноцветных камней.По преданию, одной из искусных вышивальщиц того времени рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова — Ксения. Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол «Предста царица…», композиция которого символизирует моление за род человеческий и где Богоматерь и Иоанн Предтеча предстают перед Христом как главные заступники за людей, сохранилось до наших дней.
Это — один из лучших памятников «годуновского» шитья золотом, серебром и драгоценными камнями по бархату. Работа тонкая и кропотливая. Явление Богоматери преподобному Сергию Шитым произведениям царицыных светлиц не уступали изделия, создававшиеся при дворах бояр и князей.Одна из интереснейших светлиц XVI в. — мастерская удельной княгини Евфросиньи Старицкой, родственницы царя Ивана Грозного (жены его дяди, удельного князя Андрея Старицкого). Памятники, выполненные под ее руководством, отмечены печатью высокого совершенства. В них уже с полной силой проявились декоративные новшества, которые только еще намечались в предшествующий период: стремление к передаче некоторого объема, широкое применение узорного золотного шитья.Произведения, вышедшие из мастерской Евфросиньи Старицкой, стали во многом определяющими в развитии шитья второй половины — конца XVI в. Интересные художественные интерпретации иконографического извода «Положение во гроб», сложившегося, вероятно, в мастерской Старицкой, можно видеть в работах различных княжеских и боярских мастерских. |
С XVIII века вышивание становится одним из основных занятий девушек — крестьянок. В обязанности будущей невесте вменялось шитье и вышивка приданого, в которое должно было входить одних только полотенец числом до сотни, а также рубахи, подзоры, скатерти, платки, — все богато украшенное вышивкой. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и подбирали цвета, пользуясь накопленным веками народным опытом и вкусом.
Большое внимание вышивальщицы уделяли украшению рубах, мужских и женских. Считалось, что ворот рубахи должен быть особо защищен — через него, по простонародным представлениям, может вылететь душа владельца. Поэтому по вороту мужской и женской рубахи широкой полосой располагалась специальная, защитная вышивка, со знаками-оберегами соответствующих цветов.
В музеях на территории бывшего СССР собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.
Во второй половине XIX века на смену домотканому холсту пришли фабричные ткани. Вместе с ними практически исчезли вышивки, выполненные счетными швами. Появились вышивки крестом, образцами для которых служили красочные обертки от мыла. В приложениях к популярным журналам «Нива» и «Родина» печатались узоры для вышивки английской гладью и ришелье в стиле «модерн». Их композиция была запутанной, расцветка — вялой. Такие изделия не имели ничего общего с народным искусством. Лишь в центральных земледельческих губерниях и в северных, удаленных от больших городов районах по-прежнему создавались истинно народные изделия.
В конце XIX — начале XX века мастерицы-вышивальщицы увлекались белыми ажурными вышивками по крупной сетке, получившими название гипюр. Получив готовые узоры в мастерских и школах, мастерицы перерабатывали их и создавали новые орнаменты и швы. Так возникли крестецкая, ивановская, нижегородская строчевые вышивки.
В 1920 — 1930 годах появились накидки, диванные подушки, скатерти с вышитыми на них самолетами, тракторами, парашютами, аэропланами и даже государственными символами — пятиконечной звездой, серпом и молотом. Эти изделия не имеют художественной ценности. Вместе с тем они, бесспорно, являются уникальными историческими экспонатами первых десятилетий советской власти. В эти же годы руководители вышивальных производств Новгородской и Калужской областей вместе с московскими художниками Бароновой, Ильинской, Кашкаровой, Прибыльской, Совковой, и Яковлевой начали собирать и изучать образцы народной вышивки. Была создана Центральная научная опытно-показательная станция, где художники изучали орнаментальные мотивы и способы народной вышивки, создавали собственные узоры. Городская вышивка по-прежнему находилась под влиянием стиля «модерн». В приложениях к «Женскому журналу» печатались узоры для вышивки тамбуром и модной в предвоенные годы ажурной вышивки ришелье.
К началу 40-х годов вышивальные промыслы стали средоточием народных традиций. В послевоенные годы были созданы уникальные произведения монументального искусства — сюжетно-тематические занавеси-пано, посвященные победе над врагом, городам — героям. Любимой темой был салют на Красной площади. Архитектурные мотивы дополнялись растительными узорами с дубовыми и лавровыми ветвями, олицетворяющими могущество и славу Родины. Занавеси-панно демонстрируют технические и художественные достижения вышивального искусства тех лет и являются музейными экспонатами.
В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и творческое начало. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые — декоративные, более легкие в исполнении — швы, создавая новые образцы народного творчества.
This page has the following sub pages.